Топ-6 злодеек советского кино.

334

Ну, а теперь приступим к воспоминаниям о дамах, оставивших неизгладимый след. Здесь те, кого я причислил совсем уж к злодейкам, мерзавки и подлые особы будут в следующий раз.

Номер 6. Злая соседка (Валентина Владимирова, «Белый Бим Чёрное ухо» (1977), режиссёр Станислав Ростоцкий)

Злая соседка (Валентина Владимирова), "Белый Бим Чёрное ухо" (1977)

Злая соседка (Валентина Владимирова), «Белый Бим Чёрное ухо» (1977)

Омерзительная дама с немотивированной агрессией по отношению к Биму (и собакам вообще). В детстве, пожалуй, именно она вызывала наибольшую ненависть.

Актриса Валентина Владимирова закончила ВГИК, училась на том самом «роковом курсе» 1955 года выпуска вместе с теми, кто стал легендой отечественного кинематографа — Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Татьяной Конюховой, Надеждой Румянцевой и другими.

До «Белого Бима» Валентина отказывалась от отрицательных ролей, так как считала необходимым глубоко вживаться в образ, и ей претило «надевать» на себя негатив. Однако Станиславу Ростоцкому удалось уговорить. Образ получился яркий, запоминающийся, как и все роли актрисы, но в данном случае талантливая игра сыграла злую шутку: в её адрес посыпались оскорбления и даже угрозы.

Увы, недалёкие зрители не в состоянии понять, что актёр и персонаж — это не одно и то же…

Номер 5. Миледи Винтер (Маргарита Терехова, «Д`Артаньян и три мушкетёра» (1979), режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич)

Миледи Винтер (Маргарита Терехова), "Д`Артаньян и три мушкетёра" (1979)

Миледи Винтер (Маргарита Терехова), «Д`Артаньян и три мушкетёра» (1979)

Маргарита Терехова в роли Миледи оказалась настолько хороша, что лично я простил возрастное несоответствие — как по мне, то лучшей актрисы на эту роль было и не сыскать: она отлично сочетала приятную внешность с внутренним стержнем.

И я вполне верил, что в такую можно влюбиться без памяти, даже не подозревая, какое зло таится в её душе. При этом персонаж показан глубоким и многоплановым — она не нежный цветочек, хотя и может произвести такое впечатление. Но то в одной, то в другой сцене милое выражение лица на мгновение сменяют хищная усмешка или жёсткий взгляд — и ты уже понимаешь: нееет, это не заюшка, совсем не заюшка.

Странные истории сопровождали Терехову во время съемок фильма. Вот что рассказывала она сама.

Дух этой женщины присутствовал рядом во время съёмок и помогал сыграть эту роль. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Нарисовать захотел сам режиссер Хилькевич, он ведь еще и художник. Юра (Хилькевич) говорит: «Сейчас я тебе нарисую» — и вдруг замолкает, а потом кричит: «Посмотрите, у нее на плече красное пятно в форме лилии — его нужно только обвести!» Представляете?!

Он позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече. Я женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начали происходить какие-то необъяснимые вещи: волосы у меня стали выпадать пучками, сумку потеряла, потом потеряла билет, с которым должна была лететь на гастроли. Я настолько испугалась, что все в Одессе оставила. Мне кажется, что это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось всё.

При этом, именно Терехова придумала тот образ, который мы увидели на экране: жёсткая интриганка, авантюристка, не уступающая мужчинам, отличная наездница, стрелок, искатель приключений.

Ничего этого не было бы, если бы от роли не отказалась Елена Соловей, которую планировали снимать изначально. И мы понимаем, что Миледи от Соловей была бы абсолютно другой. Наверняка интересной, но не такой, какой она представлялась при чтении романа.

Кстати. В особо сложных эпизодах Маргариту дублировала тренер львовской конноспортивной школы Лариса Джаркас. Уже после съемок Лариса работала в цирке, однажды очень спокойный мирный конь совершенно внезапно нанёс девушке травму. Укусил за плечо, вырвав кусочек мяса.

Как вы наверняка догадались, это было то самое место, где у Миледи стояло клеймо…

Номер 4. Барбара Крайн, унтершарфюрер ( Ольга Сошникова «Семнадцать мгновений весны» (1973), режиссёр Татьяна Лиознова)

Барбара Крайн, унтершарфюрер ( Ольга Сошникова "Семнадцать мгновений весны" (1973)

Барбара Крайн, унтершарфюрер ( Ольга Сошникова «Семнадцать мгновений весны» (1973)

Я сомневался — стоит ли включать в рейтинг Барбару: всё-таки, она является открытым врагом, а потому её жестокость ожидаемая. Но, пересмотрев сцены с ней, понял, что надо.

Ольга Сошникова сумела создать чрезвычайно убедительную эсэсовку, фанатично преданную фюреру и ни секунды ни в чем не сомневающуюся. Даже мужчина, её коллега, не смог выдержать издевательств над младенцем, а этой белокурой бестии — хоть бы что. «Фюрер думает за нас».

После «Мгновений» Ольга редко появлялась в кино — кто-то считает, что она подверглась такой же травле, как и Владимирова, о которой я писал выше, кто-то уверен, что это был сознательный выбор, и актриса предпочла семью и детей кинокарьере. Полагаю, верны обе версии.

Номер 3. Валендра (Вера Алентова, «Завтра была война» (1987), режиссёр Юрий Кара)

Валендра (Вера Алентова), "Завтра была война" (1987)

Валендра (Вера Алентова), «Завтра была война» (1987)

Завуч Валентина Андроновна никого не убивала лично — просто довела девочку до самоубийства. Но, если смотреть в корень, Валендра ничем не отличается от Барбары Клейн — такая же фанатичная и такая же бездушная.

Но я поставил эту героиню в рейтинге выше по той, причине, что Барбара — солдат реальной войны, она борется с реальным врагом и, с точки зрения военных дел, может считать себя правой.

А вот оправдать поведение завуча из фильма «Завтра была война» нельзя ничем. Она воюет именно с детьми.

Номер 2. Пистимея Морозова (Александра Завьялова, «Тени исчезают в полдень» (1971), режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский)

Пистимея Морозова (Александра Завьялова), "Тени исчезают в полдень" (1971)

Пистимея Морозова (Александра Завьялова), «Тени исчезают в полдень» (1971)

Она же — Серафима Клычкова, дочь и единственная наследница богатого золотопромышленника. После революции предсказуемо возненавидела Советскую власть, за что её винить, конечно, нельзя — человек, у которого было отнято всё, вряд ли будет хорошо относиться к тем, кто отнял.

Другое дело, что отняли те, кто, собственно, все эти богатства её отцу приносил. И если отец, хотя бы, вкладывался в свое дело и трудом, и нервами, и временем, то дочурка просто жила на всем готовом.

Но, если бы дело было только в этом, Морозова не попала бы на вторую строчку рейтинга — нет, второе место ей «присуждается» за казнь своего соратника, Устина Морозова (Константина Жукова). В фильме Устин застрелился сам, а вот в книге его отравила Пистимея. И, хотя он вполне заслужил такой финал, но факт остается фактом: каким бы гадом ни был он сам, Морозова — куда гаже.

Роль Пистимеи не прошла для Александры Завьяловой даром — три года съемок, во время которых актриса прожила всю жизнь героини (от 17 до 70 лет), сказались на психике.

Кроме того, снова недалёкие зрители принялись травить актрису, режиссёры опасались приглашать её — слишком «прилипла» роль. Проблемы в личной жизни добили Александру, и в 1975 году она попала в сумасшедший дом. Старшую дочь от первого брака забрал отец, младший сын, совсем еще маленький, отправился в детдом.

Завьялову то выписывали, то снова помещали в больницу, иногда — вместе с сыном. И нет ничего удивительного, что парень вырос психически неуравновешенным, пил, бил мать и отбирал у нее деньги. 3 февраля 2016 года Александра Завьялова была убита сыном. 4 февраля ей бы исполнилось 80 лет.

Страшная судьба…

Номер 1. Атаманша Сонька (Екатерина Васильева, «Бумбараш» (1972), режиссёры Николай Рашеев, Аркадий Народицкий)

Атаманша Сонька (Екатерина Васильева), "Бумбараш" (1972)

Атаманша Сонька (Екатерина Васильева), «Бумбараш» (1972)

Сонька еще и психопатка — во всяком случае, на вопрос актрисы «Она что, с приветом?» режиссёр ответил утвердительно. Абсолютное инфернальное зло.

 

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ