В Советском Союзе не было понятий «шоу-бизнес», «кинозвезда» или «гламурная дива».
Все наши актрисы тогда блистали только естественной красотой. И красота эта была порой настолько поразительной, что её признавали не только советские зрители, но и европейские, и даже американские (и в их число входили известные голливудские режиссёры и продюсеры). Особенно приятно, что наших красавиц-актрис ценили во всём мире не только за внешний вид, но и за огромный талант. Многих из них регулярно приглашали сниматься за границей, но, увы, мало кому это удавалось (пресловутый «железный занавес» тогда ещё был очень прочным).
К сожалению, не всем советским актрисам (даже невероятно эффектным и очень талантливым) удавалось запомниться зрителям на долгие-долгие годы. Мы хотим заново представить вам 10 удивительных красавиц, которых смутно припоминают, главным образом, только по второстепенным или эпизодическим ролям. И очень жаль, ведь у большинства из них был огромный потенциал…
Практически единственная роль, по которой знают Наталью Данилову, – это Варя Синичкина (младший сержант милиции и любимая девушка Володи Шарапова) в пятисерийном фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979). А между тем эта красавица с грустными глазами снялась с 1969 года более чем в 50 кинокартинах («Маленькие трагедии», «Повесть непогашенной луны», «Человек-невидимка», «Тайна «Чёрных дроздов»», «Империя под ударом» и т.д.) и снимается до сих пор.
Изящная и очень женственная, актриса Нонна Терентьева имела совершенно «несоветскую», аристократичную внешность. Поэтому режиссёры, как правило, приглашали её на роли роковых женщин и расчётливых обольстительниц. Но, увы, выбор таких ролей в советском кино, конечно, был не слишком широк.
Её первый громкий успех пришёл после роли Екатерины Ивановны Туркиной в фильме «В городе С» (снятом по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»).
Терентьева снималась много (всего в её фильмографии 28 кинолент), но, в основном, это оказывались роли второго плана или эпизоды.
Чаще всего её вспоминают как коварную красотку Зою Монроз в фильме «Крах инженера Гарина». Всю жизнь страдая от невостребованности, Нонна Терентьева умерла в 54 года от рака…
В своё время Ирину Азер считали самой красивой блондинкой советского экрана. Она сыграла, в общей сложности, в 31 кинокартине, но при этом так ни разу и не получила главной роли.
Первая заметная работа Ирины в кино – симпатичная учительница в детском фильме «Внимание, черепаха!», а наиболее известная – Люська (подруга Генки Ляпишева) в «Большой перемене».
Кроме того, она ярко «мелькнула» в эпизодах в фильмах «Дорогой мальчик», «Не стреляйте в белых лебедей», «Конец операции «Резидент»» и даже в киноэпопее «Освобождение».
Вообще-то «по основной профессии» Марина Нудьга была солисткой балета в Большом театре, в кино она снималась крайне мало (и очень жаль!).
Поэтому и вспоминают эту большеглазую красавицу только по трём ролям: леди Джейн в «31 июня», мадам Корри в «Мэри Поппинс, до свиданья» и безымянной балерины в «Анне Павловой».
И, конечно, во всех этих фильмах она танцует. Сейчас Марина живёт в США, у неё замечательный муж и красавица дочь.
Одним из первых фильмов юной Евгении Ветловой – светловолосой девушки с задорной улыбкой – стала советско-югославская музыкальная детская картина «Попутного ветра, «Синяя птица»» (1967), которая принесла ей и первый успех. В дальнейшем Женя снималась регулярно (всего – в более, чем 25-ти советских фильмах, не считая совместных с ГДР, СФРЮ и т.д.), но главные роли получала редко. Одной из самых ярких стала её роль девушки-менестреля в «Соломенной шляпке». Ветлову мало помнят у нас, потому что в 1978 году она вышла замуж за музыканта из ГДР Матиаса Яна, и в 1980-м уехала с ним в Берлин (где они живут до сих пор). Евгения и Матиас сочиняют музыку для кино и телевидения (у них своя студия звукозаписи), занимаются дубляжом кино и сериалов и т.д.
Татьяна Иваненко была, в первую очередь, театральной актрисой, и в кино она снималась очень редко.
Но ни в театре, ни в кино ей не давали главных ролей, – режиссёры воспринимали её как красивую девушку (даже слишком красивую), но не как перспективную актрису.
Из всех её киноролей можно вспомнить, пожалуй, только Ирину в фильме «Внимание, цунами!» и Галю из картины «Впереди день». «Известность» Татьяне Иваненко принесли не её актёрские работы, а любовь к Владимиру Высоцкому – огромная и самоотверженная. Она поддерживала своего единственного кумира в трудные периоды, приводила его в чувство после запоев и родила от него дочь Анастасию (понимая, что они никогда не будут вместе).
Юную девушку с огромными лучистыми глазами и толстенной тёмной косой после выхода фильма-сказки Александра Роу «Варвара краса – длинная коса» назвали в одной из публикаций «самой красивой русской царевной». Татьяна Клюева с 14 лет снималась в кино, всего она сыграла 11 ролей, но помнят её только как дочь подводного царя. Дело в том, что, закончив ГИТИС в 1974 году, Татьяна вскоре после этого вышла замуж за моряка дальнего плавания, уехала в Севастополь и решила отказаться от кинокарьеры ради семьи. Она принимала приглашения режиссёров очень редко и снималась, в основном, в эпизодах.
Красавица с точёным профилем, Юлия Борисова была актрисой театральной (и именно за роли в театре заслужила звание Народной артистки СССР).
В кино она снималась очень мало, но каждая из её ролей была буквально «на вес золота».
И до сих пор в роли Настасьи Филипповны (фильм «Идиот» по Ф.М. Достоевскому) трудно представить какую-либо другую актрису.
Кинозрителям она запомнилась также по роли Елены Кольцовой в картине «Посол Советского Союза». Зато ролей в телеспектаклях у Юлии Константиновны Борисовой побольше – 13.
Нина Маслова, снявшаяся в 34 фильмах, увы, так и осталась актрисой ярких эпизодов.
Её помнят, главным образом, в трёх особенно «цепляющих» ролях: Виктории Коровянской, «которая всё про всех знает» (и которой «строил глазки» Петя Тимохин – Савелий Крамаров) в «Большой перемене», царицы Марфы Васильевны в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и красавицы-соседки сантехника Афанасия Борщова в фильме «Афоня». Нина Маслова иногда снимается до сих пор, но её редко узнают.
Советская балерина и актриса Наталья Трубникова так навсегда и осталась в памяти зрителей «актрисой одной роли» – прекрасной принцессой Мелисентой в фильме «31 июня».
Из-за её необычной, невообразимо яркой, внешности многие режиссёры просто боялись брать Наталью на роли, – вдруг она уедет за границу?
Она называла сама себя «актрисой кинопроб». Трубникову утверждали только на короткие эпизоды и часто даже не указывали в титрах (всего она снялась в 14 кинокартинах).
В 1990 году, вместе с мужем Анатолием Кулаковым, Наталья Трубникова участвовала в создании «Русской Академии Моделей».